Форум » Обсуждение прессы » 26.12.2012 Ярославский регион. Вальс-метель » Ответить

26.12.2012 Ярославский регион. Вальс-метель

bodhi: http://yarreg.ru/2012/12/103332/ Ярославский Регион, № 51 от 26.12.2012 / 19 полоса Вальс-метель Автор Ольга Петрякова Нет комментариев На исторический бал «Зима 1812 года» в Ярославль съехались гости из многих регионов России Ведущий громогласно объявляет вальс-котильон. Кавалеры в гражданских и военных мундирах времен Александра I, легко скользя по паркету, устремляются к столпившимся в уголке слегка запыхавшимся, порозовевшим, с сияющими глазами дамам в присобранных под грудью платьях по моде эпохи ампир с прическами в античном стиле. Одно мгновение полной неподвижности – и вдруг десятки пар как снежинки, подхваченные ветром, начинают кружиться по залу в едином все ускоряющемся ритме. Война и мир по-ярославски – Наша студия историче-ского танца «Зазеркалье» готовилась к этому событию почти два года, – рассказывает один из организаторов бала Борис Стратилатов. – Мы решили не просто подготовить танцевальную программу, а открыть для себя еще одну страницу истории тысячелетнего Ярославля и воссоздать атмосферу провинциального бала времен Отечественной войны 1812 года. Сведения собирали буквально по крупицам. К примеру, в мемуарах сохранились воспоминания о том, что в 1811 году российский императорский двор открыл для себя французскую кадриль. Мы включили ее в список танцев, как и величественный полонез, мазурку, русскую кадриль, тампет, экосез, разнообразные контрдансы – вальс герцога Кентского, Кембриджский вальс и другие. Вслух удивляюсь: а разве в Ярославле ровно 200 лет назад танцевали? Только представим себе – страна испытывает тяготы войны, Москва занята французами, в Кремле – Наполеон и его гвардия, тысячи семей носят траур по своим близким. До танцев ли тут? – В Дворянском собрании балы устраивались, – возражает мой собеседник, – об этом есть подлинные свидетельства. Тогда в Ярославле было как никогда многолюдно. Город стал убежищем для многих дворян, которых война вынудила спешно покинуть Москву. Здесь формировалось ополчение, позднее вместе с армией воевавшее в России и Европе. В развернутых после Бородино госпиталях лечились раненые русские офицеры. А французские содержались в специальном перевалочном пункте для военнопленных и в домах помещиков, относившихся к затворникам снисходительно. Даже в разгар войны, несмотря на горести и невзгоды, светская жизнь продолжалась. К тому же в Ярославле было создано отделение женского благотворительного общества, и балы стали местом сбора пожертвований для семей, по-страдавших от войны. Удивительно, но романтическое действо «Зима 1812 года» мало напоминало первый бал Наташи Ростовой из знаменитого фильма «Война и мир». Оказывается, прославленный режиссер и гений Сергей Бондарчук в исторической рекон-струкции был не силен. Хорео-графия в его эпическом творении великолепная, но далекая от исторической достоверности. – Пожалуй, немного похожи позы, манера держать руки, но техника исполнения совершенно другая, – объясняет Борис. Обращаться к истории родного края – добрая традиция студии «Зазеркалье». Достаточно вспомнить бал-маскарад 2010 года, участники которого перенеслись на крыльях воображения в 1866 год и смогли лично поздравить с производ-ством в вице-адмиралы тогдашнего военного и граждан-ского ярославского губернатора Ивана Семеновича Унковского. А вот под живую музыку на балах «зазеркальцы» еще не танцевали. В этом году впервые для хозяев и гостей играл ансамбль Александры Нероновой: в зале звучали мелодии, очень популярные два века назад. Эпоха возрождения Уже после бала Борис показал внушительный электронный каталог. – Здесь изданные на протяжении нескольких веков англий-ские, французские, итальян-ские, немецкие и русские учебники по обучению танцам. Многие из нас читают их на языках оригинала, – отметил он мимоходом. Войдя в ассоциацию исторического танца, «зазеркальцы» получили доступ к сокровищнице исторических материалов, которые собирает и бережно сохраняет сообщество. Что-то они получают из интернета, что-то из российских и иностранных библиотек. За почти полтора десятка лет существования студии изучены тысячи томов. К каждому историческому периоду шьется соответствующий бальный костюм. Старожилы студии своим уже и счет потеряли. – Когда переезжали на новую квартиру, первое, что купили, – огромный платяной шкаф, чтобы все наряды мои и мужа в него поместились, – смеется супруга Бориса, его неизменная соратница по студии Елена Стратилатова. – Пошив костюма это всегда компромисс между желаниями и возможностями, – уверена участница бала Ольга Власова. – Не каждому по карману купить 7 метров натурального шелка или бархата на платье да еще заказать в интернет-магазине туфельки за несколько тысяч долларов. Ольга штудирует книги по истории костюма, изучает его детали по живописным полотнам, листает пожелтевшие от времени французские журналы мод. Потом сама строит выкройки и кроит изделия. Некоторые педантичные реконструкторы полагают, что платья «под старину» нужно шить исключительно руками. Ольга с ними не соглашается и без устали строчит на швейной машинке. Привыкнуть к некоторым деталям старинного дамского туалета нелегко. Рассказывает, что, когда в первый раз ее корсет затянули до осиной талии, едва могла дышать. А потом ничего, носила без риска упасть в обморок и даже отплясывала в нем на балах. Еще одна важная деталь женской одежды середины XIX века – кринолины. В отличие от современного свадебного исторический кринолин спереди совершенно плоский, зато очень объемный с боков и сзади. – Чтобы создать такой эффект, я раздобыла 30 метров стальной проволоки и вставила ее в клинья юбки. Ушло без остатка, – удивляет Ольга. «Зазеркальцы» и их единомышленники пытаются возродить не только подзабытые элементы общечеловеческой культуры, но и мироощущение благородного человека прошедших эпох, его рыцарское отношение к женщине. Пожалуй, своих героев они слегка идеализируют. Зато сами охотно следуют этому идеалу.

Ответов - 0



полная версия страницы