Форум » Обсуждение прессы » Не последний союз » Ответить

Не последний союз

Edelva: Коричин, Д. Не последний союз /Денис Коричин // Учительская газета. – 2006. – 25 июля. – С. 21. Не последний союз История ролевого движения в России насчитывает около двадцати лет. Ролевые игры как средство коррекции личности и возможность с пользой провести свободное время использовали еще во времена Советского Союза. Возникло множество методик, они и по сей день используются в педагогике. Перечислю основные проблемы, которые решают ролевые игры: 1. Проблема мотивации обучения, внутреннего ощущения потребности в знаниях. Большая часть теоретических сведений и практических навыков, которые ребенок получает в школе, не имеет очевидного приложения в реальной жизни, а вовремя ролевой игры можно здесь и сейчас применить свежеобретенные знания. 2. Проблема поля реализации знаний. Современные школьники и студенты не умеют использовать знания, в их мировосприятии теория и практика существуют отдельно друг от друга. Выпускники физфака МГПУ также теряются в ситуации повреждения электросети, как и люди, ничего в физике не понимающие. 3. Проблема учета психолого-физиологических особенностей при формировании процесса обучения. 4. Проблема внутри- и внешне групповой сплоченности. В различных видах деятельности раскрывается необозримый простор для самоуправления детских коллективов. 5. Проблема социальной адаптации. Ни для кого не секрет, что в условиях конкуренции процесс социальной адаптации нередко приводит к серьезным психологическим срывам. Игровая деятельность лишь моделирует жесткие условия. Большинство психологических проблем вскрывается в процессе игры и может быть компенсировано опытным педагогом за счет адаптирующих внешних игровых действий. 6. Наконец; игры - неплохое средство психологической диагностики, позволяющее раскрыть комплексы ребенка, определить, завышена или занижена у него самооценка, и провести корректировку. Цифры и факты Лет десять назад методические материалы, описывающие технологии разработки и проведения ролевых игр, стали доступны всем благодаря интернет-технологиям. На выходные или во время отпуска поиграть не прочь и дети, и взрослые, и богатые новые русские, и скромные бюджетные работники. Сегодня ролевые игры - это творческая деятельность на стыке творчества, искусства и спорта. Основные направления этой деятельности: - массовые постановочные сражения (Бородино, Куликовская битва); - театральные представления; - художественные костюмированные импровизации; - ремесло (ковка, работа с тканью, ручная работа по дереву и металлу, плетение, изготовление исторических аналогов национальных костюмов народов мира, доспехов и макетов исторического оружия); - историческое и игровее фехтование - турниры, секционное обучение, мастер-классы, тренировки; - литературное творчество. По состоянию на январь 2005 года в российских регионах насчитывается более 90 тысяч действующих поклонников ролевых игр. Работают около двухсот общественных организаций, патриотических клубов, клубов исторической реконструкции, творческих клубов, частных экспериментальных школ и объединений ролевого моделирования. Ежегодно проводится около сотни мероприятий, напрямую относящихся к ролевому движению: фестивали, тематические региональные и общероссийские конференции, собственно ролевые игры, турниры исторического и игрового фехтования, театральные постановки, выступления в рамках общенациональных праздников (дни города, памятные даты, концерты). Средства на проведение акций дают энтузиасты-организаторы и сами участники. Самая известная и уважаемая Всероссийская ежегодная конференция ролевиков «Зиланткон» проходит в Казани. На нее приезжают пообщаться, послушать доклады о ролевых играх (тематика самая разнообразная: методы организации, пошив костюмов, медики на полигоне, радиосвязь, формирование сюжетных линий, общение с игроками и т.д.). принять участие в семинарах, презентациях игр будущего сезона, мастер-классах по танцам, ролевому фехтованию, костюмам, литературных конкурсах, концертах бардов ролевого движения, турнирах по ролевому фехтованию. На конференции также вручаются премии за лучшую игру прошлого сезона. По этому же сценарию проходят региональные и тематические конференции, или как их называют ролевики, конвенты. Старкон – конвент по звездным войнам, Комкон - конвент для ролевиков Москвы и области, Блинкон - конвент для питерцев. Типичный ролевик - молодой человек от 16 до 24 лет. Ежегодно в движение приходят от 5 000 до 10 тысяч школьников и студентов. Интерес к играм особенно вырос за последние два года. В конференции «Зилант-кон-2005» участвовало в полтора раза больше народу, чем в предыдущие годы. Разрешите? Две трети ролевых игр проходят стихийно, без оформления полного пакета соответствующих документов. Причина проста - никто толком не знает, как эти самые документы оформлять, а самое главное - непонятен статус ролевой игры. Что это - спортивное, оздоровительное, массовое мероприятие? Если в игре принимают участие несколько десятков человек, она считается малой. Не проблема - собрать в ближайшем парке любителей фехтования или устроить бал в музее. В крупных мероприятиях бывают задействованы до трех тысяч человек. Исторически сложилось, что они проводятся за пределами Московского региона. Ясно, что при таких масштабах трудно оставаться в рамках любительских фестивалей, не требующих официального оформления и официальных договоренностей с местными властями. Организацией наиболее крупных ежегодных мероприятий в рамках ролевого движения занимаются координационные центры. Это творческая группа «Мастер-Зилант», которая ежегодно проводит две крупные конференции е Казани, АКИФ (Ассоциация клубов исторического фехтования) - организатор спортивных соревнований «Меч России» и «Рыцарский вызов», Межрегиональное общественное объединение «Игры будущего», отвечающее за крупнейшие в истории движения ролевые игры («Меч предназначения» по литературному циклу А.Сапковского собрал около 3000 участников), а также межсезонные дружеские маневры любителей фехтования, которые собираются в количестве более тысячи человек на территории парков и спортивных площадок в Москве. Работа этих координационных центров курируется государственными учреждениями. К примеру, «Золотые леса» - крупнейший творческий клуб Московского региона, входящий в МОО «Игры будущего», насчитывающий до 500 активно действующих членов, является визитной карточкой МГУ им. Ломоносова. Важным событием этого года для ролевиков стала договоренность между МОО «Игры будущего» и администрацией Москвы. Фестиваль «Осенние дружеские маневры», в котором будет около 1500 участников, пройдет на территории музея-заповедника «Коломенское» и станет центральным мероприятием в рамках празднования Дня города. Есть проблема Однако не обходится и без эксцессов. Назначенный на июль «Последний союз» -одна из крупнейших ролевых игр Московского региона по мотивам романа-эпопеи «Властелин Колец», недавно экранизированного и получившего мировое кинематографическое признание, - не состоялся. Двухдневные переговоры с администрацией Сергиево-Посадского района ни к чему не привели. Представители администрации, посетив лагеря организаторов игры, удивились, почему мероприятие такого уровня подготовки (более двух лет работы с сюжетным материалом и электронной переписки с участниками), материальных затрат (более 3,5 миллиона рублей) и числа участников (около тысячи человек) не было поставлено в план мероприятий по работе с молодежью. Однако административная машина уже была запущена, и проведение игры пришлось отменить. Ролевые игры в Сергиев-Посадском районе проводят уже десять лет, и никогда не возникало никаких проблем. Была устная договоренность с городской администрацией - власти знали, что ребята, которые приезжают на этот полигон, ничего плохого не делают. Но времена, видно, переменились. Достаточно было кому-то из местных жителей позвонить в милицию и выразить опасение - а почему так много личного автотранспорта съехалось в зоне отдыха туристов, почему в таком количестве завозят стройматериалы? И власти начали принимать меры согласно букве закона, хотя по совести понимали - никакой угрозы молодые люди в обличии эльфов и хоббитов не представляют, а стройматериалы нужны для возведения игровых построек - крепостей, деревень, укреплений. Кстати, после игры ролевики всегда аккуратно за собой убирают -это неписаный закон. На беду сейчас период отпусков, так что решение - законное и справедливое - принимают заместители, а им труднее, чем первым лицам, сделать исключение для кого-либо. Существовало письмо организаторов «Последнего союза» местных властям с просьбой о проведении массового мероприятия. Но оно было отправлено слишком поздно в надежде на то, что проблем не возникнет «как всегда». Однако массовые мероприятия проводятся по строгим правилам. И есть строгие правила подготовки к ним, сроки подачи заявки, оговоренный пакет документов... В общем, ситуация в Сергиев-Посадском районе не только всколыхнула мир ролевиков, но и заставила задумать о том, что пора легитимизировать свою деятельность. Организаторы поняли, что власти пока не очень хорошо понимают воспитательное и образовательное значение ролевых игр, но если получат о них полную информацию, будут только рады включить творческое молодежное мероприятия в свои долгосрочные программы. А если ролевые игры перестанут быть междусобойчиком, у них появятся и зрители, и новые участники, тогда, возможно, исчезнет привкус «тайны», «загадки», но зато никто не посмеет разогнать тщательно подготовленное мероприятие, лишить его участников удовольствия погрузиться в мир приключений и фантастики. Денис КОРИЧИН, советник Межрегионального общественного объединения «Игры будущего», педагог-психолог

Ответов - 14

Бернхард: Довольно грамотно, только меня смущает намёк на коммерциализацию в конце.

Рэндаль: Про педагогическую ценность РИ очень многое, ИМХО, притянуто за уши (я, пожалуй, полностью согласна только с пунктами 4 и 5), но, учитывая направленность газеты, оно и неудивительно. Бернхард Ну, не знаю... по-моему, речь идет не о коммерциализации, а об узаконивании. Хотя, возможно, второе неизбежно приведет к первому. Типичный ролевик - молодой человек от 16 до 24 лет. печальноНу вот, я - атипичный ролевик...

bodhi: Собственно, Денис, это как я понимаю - Нуси.


Мартин: Вся первая половина статьи - цитата из Кожаринова. Сама статья лежит на rpg.ru, а вот здесь выдержки из оригинального текста. Срасните: Ролевое моделирование в образовании и воспитании. Михаил Кожаринов ............. Прежде всего был выделен круг проблем и вопросов современной школы, которые с нашей точки зрения, разрешимы с помощью методики ролевого моделирования: 1. Проблема мотивации обучения, внутреннего ощущения потребности в знаниях. Она наиболее остро стоит в средней школе, но очевидно, что зарождается в начальной. Проблема эта в рамках методики может решаться, например, следующим образом. Ребята попадают на одной из игр в некий фантастический мир. где им для выполнения игровой цели (спасти товарищей, колонизировать планету, добыть редкую руду) или попросту для выживания необходимо разрешить ряд игровых задач (открыть двери таинственного замка, отогнать дракона, обнаружить месторождение). Но знаний для выполнения этих задач у них не хватает (чтобы открыть двери - нужно "войти в компьютер", чтобы отогнать дракона - нужно "спаять мультиватор", издающий звуки, драконов пугающие; чтобы найти руду, нужно уметь разбираться в данных, полученных с приборов). На игре происходит ряд бурных событий, ребята выкручиваются из многих ситуаций, но игровые цели им так и не удается выполнить. После игры, на обсуждении, когда ситуация вскрывается, ребята обижаются и защищаются: "Но мы же этого не знали, а знали бы, так подготовились..." Тогда им предлагается реванш, возможность через некоторый срок погрузиться в "тот мир" и добиться своего. Как правило, такая схема срабатывает, мотив изучения предмета становится очевиден. Надо сказать, что существуют и другие схемы решения проблемы мотивации в рамках методики. 2. Проблема поля реализации знаний. Дело в том, что построение обучения в современной школе, приводит к отсутствию навыка использования знаний, формированию такого мышления, при котором теория и практика существуют отдельно друг от друга в мировосприятии человека. (Равно как выпускники физфака МГПУ так же теряются в ситуации повреждения электросети, как и люди ничего в физике не понимающие). Как решается эта проблема в ролевом моделировании видно на предыдущем примере. 3. Проблема формирования цельности мировосприятия. Разделение путей познания на предметные области влечет за собой, в частности, неспособность многих людей работать в межпредметных сферах. Для нашей методики, реализующейся на построенных моделях игровых миров, взаимодействие явлений, описываемых в рамках разных наук, настолько явно и очевидно, что привычка видеть картину в целом возникает естественно и неизбежно. 4. Проблема учета психолого-физиологических особенностей при построении учебной деятельности. Всем известно, что значит игра для ребенка младшего школьного возраста - или возможность самореализации и самоутверждения для подростка. К сожалению, в реальной современной школе предоставить ребенку деятельность, созвучную его внутренним психолого-физиологическим потребностям часто оказывается весьма затруднительным. Методика Ролевого Моделирования значительно расширяет возможности для этого. У нас уже сложилась классификация построения игрового процесса на разных возрастных этапах. Тезис: "Каждый возраст берет от игры свое", - получает широкое подтверждение и оказывает существенное влияние на формирование типов построения игр. 5. Многие задаются вопросом: "А не отнимает ли современная школа детство у ребенка?" У нас это противоречие снимается. 6. Проблема ассоциативно-образного построения обучения. Замечено, что при освоении логики преподаваемого материала, в лучшем положении оказываются те ученики, у которых обобщение и логика ложатся на уже имеющийся набор картинок-ассоциаций, касающейся данной области знаний. Поэтому актуальна задача построения ассоциативных рядов таких картинок на различные темы и области знания; нельзя не отметить, что даже одна Ролевая Игра дает целый веер таких ассоциативных рядов, касающихся самых различных областей. 7. При правильном использовании методики, когда педагоги отслеживают, чтобы ребята играли разные роли, значительно возрастает возможность формирования в мышлении ребенка способности ставить себя на место другого человека, способности представить себя "в его шкуре", умения понимать движущие им мотивы. 8. Для педагогов Ролевая Игра предоставляет возможность сплочения различных коллектвов школы при подготовке к игре. В различных мастерских раскрывается необозримый простор для самоуправления детских коллективов в различных творческих позициях, на основе различных видов деятельности. 9. Проблема социальной адаптации. Ни для кого не секрет, что в условиях конкуренции, царящих в окружающем мире нередко встречаются жестокость и обман. 10. Наконец, Игры оказываются неплохим средством психологической диагностики, позволяющим раскрыть комплексы ребенка, определить характер завышенной или заниженной самооценки и так далее, и средством для соответствующей корректировки. Сейчас методика разбивается на отдельные предметные области, такие как: ролевое моделирование, алгоритмы игр, фоновая деятельность игр, этика мастера игры, стандарты правил, игровые дополнения к Ролевой игре (доМИГовые формы). Каждая из этих областей совершенствуется, углубляется, происходит оформление этих предметов в форме учебных пособий и методичек. Люди, ведущую профессиональную деятелность - стыдятся указать цитату на автора ( или авторский коллектив) из своей же области?

Scif: Аффтар пишет: если ролевые игры перестанут быть междусобойчиком, у них появятся и зрители и ниже: советник Межрегионального общественного объединения «Игры будущего» о как. Имею мнение, что это очередная реплика неоднократно на alexander6.ru обсуженной ролевой академии. Ибо статья мутная, передрана с изменением текста , и подписана организацией, в Яндексе не засвеченной. Добавка: хотя оное объединение и имеет место быть, вместе с автором статьи. Только тут вот с авторством проектов как то странно , но да ладно.

Наталья МВ: Нет, Бодхи. Денис Коричин это Декор.

vingil: Денис - это Декор И я его, в общем, во всех его высказываниях после ПС поддерживаю..

vingil: ой )

bodhi: В любом случае, "Игры будущего", это организация, созданная для финансовых операций, связанных с игрой "Ведьмак 2005". Об этом в принципе можно посмотреть и на Маноре и на ЖЖ листах, посвященных последнему союзу. Это ЗЛ-овская организация. А статья - ну, да, нормальная, содранная. Для того и писалась в свое время чтобы можно было драть и журналистам давать.

Ксения: для последнего Комкона ну и что, уже все сто раз объяснили и разъяснили, зачем еще раз пытаться наехать или пройтись по людям, пытавшимся всеми доступными средствами помочь проведению игры!

Scif: Ксения напиши развернутый ответ тута, с указнием множества адресов. Типа вот такая организация, вот эти люди в ней числятся - и все такое. Потому как тырнет большой -искать трудно особенно не зная что искать

bodhi: короче. игра "О, Париж!" состоялось в Хотьково, на месте полигона игры "Последний союз", точнее - в Мордоре. При виде нетронутой черной стены у меня слезы навернулись на глаза. Были проведены ВСЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ переговоры, получены все бумаги, выполнены все требования тех или иных организаций (за исключением привоза на полигон биотуалетов). все материалы будут выложены в сеть для дальнейшей переработки. был написан 16-ти страничный труд по игре, который Корсар обещал прислать. Короче - МЫ ПОБЕДИЛИ!!!

Scif: bodhi скорее уж провели контрудар- до победы , в отсутствии войны, еще далеко.

bodhi: Ну, в общем достижения: 1. Полигон в Хотьково оставлен за нами. 2. Разработана схема прохождения инстанций и набор необходимой документации 3. составлен поименный список организаций, людей, телефонов, через которых пришлось пройти 4. Составлен такой же список по смежным организациям, помогающим в решении проблем. В следующий раз добиться официального разрешения на игры в этом месте будет намного проще.



полная версия страницы