Форум » Интересные факты » Интересные и забавные отрывки » Ответить

Интересные и забавные отрывки

Наталья МВ: Обычаи российской таможни 18 века "За время моего пребывания там случились два происшествия, о которых я должен поведать читателю. В Эльсиноре я купил анкер бренди. Прежде чем мы бросили якорь в Кронштадте, мне сообщили, что таможенные чиновники тщательно обследуют каждый сундук и что мой бренди ждет худая судьба, хоть он и в бутылках. Когда я отправлялся с капитаном к адмиралу, помощник капитана настоятельно попросил меня оставить у него мой ключ. По возвращении я узнал, что восемь или десять человек из этого таможенного люда, увидев бутылки, тут же уселись вокруг с намерением выпить, говоря: «Бог дал» (Boch dal) — весьма распространенное у русских выражение, употребляемое, когда их посещает нежданная удача. Присутствовавший при этом помощник капитана заявил им, что бутылки принадлежат доктору и в некоторых из них яд, но поскольку доктор сошел на берег, невозможно сказать, какая бутылка хорошая, а какая опасна. При этих словах таможенники поднялись, сокрушаясь о своей неудаче." Кук Джон. Путешествия и странствия по Российской империи, Татарии и части Персидского царства.

Ответов - 12

Наталья МВ: Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях Что легче всего рисовать? При дворе вана [правителя] царства Ци (722-221 гг. до Р.Х.) жил некий художник. Однажды ван спросил художника: "Что труднее всего рисовать?" Художник ответил: "Собак и лошадей." Ван продолжил свои вопросы: "А что легче всего?" Художник ответил не задумываясь: "Бесов и души умерших. Ведь собаки и лошади людям известны, с утра до вечера они перед глазами, поэтому здесь нельзя ошибиться, а значит, и рисовать их труднее. Бесы же и души умерших не имеют телесных форм, недоступны взору – поэтому и рисовать их легко". Образцовый клан В III веке до Р.Х. в Китае прославился клан Жэнь, члены которого придерживались следующих правил: "То, что не было получено с собственных полей и от своих домашних животных, нельзя было употреблять в качестве пищи и одежды. До окончания общих работ никто не мог пить вино и есть мясо. Поэтому [клан Жэнь] слыл образцом для всей округи". Работа как семья Во II веке до Р.Х. чиновник одной из провинциальных управ по имени Ян Юн был недоволен вмешательством начальника в его дела. Уподобив канцелярию семье, Ян Юн рассуждал так: "Если глава семьи позволит каждому делать положенное ему – слугам пахать землю, служанкам носить хворост, петухам будить по утрам, собакам отпугивать воров, буйволам носить грузы, лошадям скакать по дорогам, - то, не утомляя себя, он добьётся полного порядка. Если же он лично возьмётся за все дела, воцарится хаос, и он утратит положение главы семьи". Божественный земледелец Шэньнун (Божественный земледелец) является одним из трёх первых легендарных правителей Китая. Он также известен под именами Яньди (огненный император) и Яован (царь лекарств). Вот отрывок о его деятельности, правда, из трактата II века до Р.Х. "Хуай Нань-цзы": "В древности, когда миром правил царь Шэньнун, его дух не был в разладе с его телом, его знание не выходило за пределы четырех сторон света, и он пестовал в себе доброту и искренность сердца. Сладкие дожди выпадали в урочное время, повсюду пышно произрастали хлеба. Весной они шли в рост, летом наливались соком, осенью созревали, зимой хранились в закромах. Каждый месяц проводился учёт, каждый сезон составлялась сводка, а в конце года подавался доклад о достижениях, и на его основании приносились обильные жертвы... Грозное присутствие царя ощущалось всюду, но никто не восставал против него. Существовали наказания, но не было нужды применять их. Законы были малочисленны и мягки... Шэньнун попробовал на вкус все растения и подземные воды, а потом научил людей, какими из них можно питаться, а какими нет. В те времена Шэньнун каждый день определял до семи десятков ядовитых трав". Шэньнун отравлялся каждым из растительных ядов, но всякий раз оживал благодаря своему магическому искусству. Шэньнун считается основоположником китайской фармакологии, ему же приписывается открытие целебных свойств чая. Кроме того, Шэньнун изобрёл плуг и иглоукалывание. Но всё магическое искусство Шэньнуна оказалось бессильным, когда он проглотил тысяченожку: каждая ножка проглоченного животного превратилась в прожорливого червя, которые и погубили Божественного земледельца. Умение править народом В книге "Дао-дэ цзин", приписываемой легендарному философу Ле-цзы (V век до Р.Х.), говорится: "В древности умевший служить Дао не просвещал народ, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний враг страны, а без их применения счастье страны. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других. Знание этого примера есть знание глубочайшего дэ. Глубочайшее дэ, оно и глубоко и далеко. Оно противоположно всем существам. Следуя за ним, достигнешь великого благополучия". Судя по тому, что происходит в нашей стране, наши правители хорошо изучили китайскую философию. Телевидение, радио, интернет и печатное слово России прекрасно справляются с оглуплением собственного народа. Доказательства? Достаточно просмотреть программу телевидения на неделю или взглянуть на полки книжных магазинов. Упадок Империи Китайский историк Цуй Ши следующими словами описывает положение в Империи незадолго до падения династии Хань: "Высшие семьи накапливают миллионные богатства, приобретают земельные владения, не уступающие пожалованиям удельной знати. Они дают взятки, чтобы заставить власти поступить несправедливо, держат у себя телохранителей, чтобы запугивать простой народ. Они убивают невинных и хвастаются, что никто из их людей не был казнен, как преступник, на рыночной площади. Так они живут, а после смерти пользуются почестями, как государи. Посему люди низших дворов в страхе топчутся, не зная, куда ступить. Отцы и дети, склонив головы, рабски прислуживают богатеям и приводят к ним в услужение жён и детей. Оттого богатеи, всего имея в избытке, день ото дня становятся ещё богаче. Бедняки, не имея необходимого, с каждым годом беднеют. Из поколения в поколение они живут, словно пленники, и всё же не имеют достаточно пищи и одежды. При жизни они изнемогают от непосильного труда, после смерти их постигает несчастье остаться непогребёнными. Если случится небольшой недород, им приходится идти по миру, хоронясь в придорожных канавах, продавать жён и детей. Никакими словами не высказать, что значит не иметь никакой радости в жизни!" Начало восстания "краснобровых" В уезде Хайцюэ провинции Ланъе однажды за какой-то проступок казнили одного мелкого чиновника. Власти явно погорячились! Как пишет историк Фань Е (398-445), его матушка Люй "жила зажиточно, владела состоянием в несколько миллионов монет. Она наготовила угощения и вина, купила оружие и одежду, и молодцам, приходившим воспользоваться ее щедротами, давала всего в избытке. Тем, кто нуждался, она тут же давала одежду, не спрашивая, много ли требуется". Через некоторое время всё состояние матушки Люй было потрачено на эти цели. Тогда она попросила молодцов, которые долго пользовались её щедротами, отомстить за своего казнённого сына. Просьба матушки Люй была вскоре исполнена. Так, по мнению Фань Е, в 17 году началось известное в Китае восстание "краснобровых", охватившее почти всю страну и длившееся десять лет. (c)abhoc.com

Ksu: Э.Золя. Сказки Нинон. Бальная книжечка. http://ruslib.org/books/zolya_emil/skazki_ninon-read.html Нинон, видишь ли ты в ее руке эту крохотную книжечку? Взгляни: застежка и вставочка золотые; я еще не видел столь тонкой и благоуханной бумаги, более изящного переплета. Это -- наш дар богине. Другие дали ей венец и перевязь, мы же, в простоте душевной, поднесли ей в подарок бальную книжечку. Бедное дитя! У нее было столько поклонников, столько настойчивых приглашений, что она даже не знала, кому ей кивать головкой в знак согласия. Каждый восхищался ею, умоляя оставить ему кадриль, и ко'кетка всякий раз соглашалась. Она танцевала, танцевала до самозабвения; приглашений было слишком много, она все время ошибалась -- отсюда возникала страшная путаница, непомерная ревность. Она удалялась с бала разбитая от усталости, голова у нее кружилась. И вот над нею сжалились и дали ей маленькую позолоченную книжечку. С этого времени нет больше забывчивости, нет путаницы, нет несправедливого ' предпочтения. Когда влюбленные осаждают ее, она достает свою книжечку, и каждый вписывает туда свое имя, и самые верные влюбленные должны быть первыми. Пусть их будет хоть сотня, белых листочков там хватит на всех. Но если, когда гаснут огни, не все еще успели обвить рукою ее топкую талию, пусть пеняют на свою нерасторопность, а не на равнодушие девушки. По правде говоря, я подозреваю, что книжечка сильно хитрит. Посмотри, как она притворяется, как наивничает, как старается убедить, что она необходима. А в сущности, что она такое? Всего лишь помощница памяти, самое простое средство восстановить справедливость, указав каждому 'его место. Как! Она говорит о любви, тревожит сердца молодых девушек? Жестокое заблуждение! Переверни страницы, ты не найдешь ни намека на "я люблю тебя". В действительности же эти слова сказаны, и нет ничего более невинного, более наивного и более безыскусственного, чем бальная книжечка. Родители без страха видят ее в руках своих дочерей. В то время как записку, подписанную одним именем, прячут за корсаж, бальную книжечку, это любовное письмо с тысячью подписей, показывает смело. В праздничный день ее можно видеть повсюду -- в салонах и в детской. Разве она не наименее опасная из всех известных нам книг? И если дева хоть раз поддалась искушению, хитрая книжечка знает, что это повторится еще. Молодая женщина бегло просматривает листочки, с волнением вопрошая их, намного ли увеличилось число ее поклонников. С печальной улыбкой она задерживает взгляд на иных именах, которые исчезли с последних страниц, непостоянных именах, которые, без сомнения, украшают сейчас другие бальные книжечки. Большая часть ее подданных остается ей верна; она равнодушно прочитывает их имена. Нашу книжечку все это забавляет. Она сознает свое могущество: ее должны ублажать в течение всей жизни. Приходит старость, но бальная книжечка не забыта. Золотые застежки потускнели, листки едва держатся. Ее владелица, которая старится вместе с нею, любит ее как будто еще больше. Она все еще перелистывает страницы, и аромат далекой юности пьянит ее.

Ksu: «Дворянки предпочитали локоны. Свисавшие по бокам локоны обязательно должны были виднеться из-под шляпки или чепца. Если кудри были фальшивыми, то они зачастую пришивались к краю шляпки и снимались вместе с нею. К голове такие вспомогательные кудри крепились гребнями. Как сообщал модный журнал, «у самых красивых черепаховых гребенок верхняя часть над зубцами делалась ажур». Гребни делались очень высокими , похожими на те, что у испанок легко удерживали на волосах черную кружевную мантилью. ..А это и впрямь было проблемой – при отсутствии привычного нам лака для волос сохранить пристойную прическу до окончания бала. Не только душный воздух бального зала, но и туман во время уличной прогулки, и ветер во время поездки в открытом экипаже угрожали продуманным завиткам. Конечно, волосы можно было укрепить квасом, но в этом случае дама и ее кавалер должны были мириться с его совсем не романтическим запахом. Более покладистыми, в буквальном смысле слова, были искусственные кудри. «Из накладных или искусственных волос локоны до ушей – тирбушоны, коих выгода особенно заметна при вечерней сырости», - входит в положение кокеток обозреватель «Московского телеграфа». Из этого же источника узнаем новые подробности: « В головных дамских уборках цветы, бриллиантовые, золотые и серебряные колосья накалываются на верхней части головы и превышают собою самые высокие складки волосов. Часто цветы бывают на длинных стебельках, чтобы при малейшем движении головы они могли качаться. На задней стороне некоторых из сих уборок прикалывают широкий бант из газовой ленты, у которой висящие концы столь длинны, что простираются гораздо ниже пояса.» «Самые странные уборки головные теперь в самой большой моде. Ленты смешиваются с цветами и бриллиантами, с перьями. Иногда дамы собирают все это собирают вместе. Заметили пучки белых перьев, образующих диадему на лбу, и в той же уборке на задней части головы, виден был хвост райской птички: между ними возвышались огромные банты лент с золотыми сеточками и с рядами волосов. Часто страусовые перья, в разных направлениях, видные с одной стороны и букли, бриллиантовые колосья с гребенкою, осыпанною каменьями – с другой. Наконец, есть уборки их жемчугу, золотых и бархатных цветов, марабу и верхушек страусовых перьев разных цветов.» Виртуозы-парикмахеры умудрялись закреплять на небольшой дамской голове флаконы с водой с водой для букетика живых цветов. Миниатюрные клумбы могли стать учебным пособием по ботанике - там использованы были самые редкие растения и цветы. «У многих молодых особ на головах розы или королевины астры, у некоторых туберозы или испанский жасмин гирляндою. Почти у всех волосы на висках были пуками, как снег навеянными. Только у некоторых иностранных дам волосы напереди головы были причесаны гладко, а назади l'enfant.» «Наверху волосы бывают ныне высоко подняты в узлы апполоновы». «Апполонов узел» (noeud d'Apollon) – это был действительно узел или широкий бант из поддельных волос вышиною не менее, конечно, чверти аршина; он втыкался вместе с гребнем на самой середине макушки головы, от висков же к глазам закручивались и приклеивались к лицу гуммиарабиком тоненькие крючочки из собственных волос, называемые акрошерами. ( М. Бутурлин. Записки) Корреспондент «Московского телеграфа» в Париже удивлялся: «Видя волосы, не разбивавшееся после танцев, удивляешься, как они держаться, несмотря на вальсы и кадрили. Род вилки из легкой латуни вплетается в волосы и поддерживает уборку головы иногда в пять вершков высоты.» “Локон жгучий, локон черный.. История женских причесок»; Наталья Резанова


temujin: Ksu пишет: бязательно должны были виднеться из-под шляпки или чепца. К слову.. Ниразу на балах не видел девушек в чепцах и это неправильно...!

Ksu: Так в абзаце и не указано,что они так на балы ходили. Это, думаю, общие предпочтения в прическах в тех случаях,когда допустимы шляпки и чепцы. Та же проблема крепления локонов переносится и на бальные прически,а о балах там ниже написано уже конкретно. Всё просто.

Ksu: Благово Д. Рассказы бабушки. СПб., 1885. Танцующих бывало немного, потому что менуэт был танец премудреный: поминутно то и дело, что или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем- нибудь лбом стукнешься, или толкнешь в спину; мало этого, береги свой хвост, чтоб его не оборвали, и смотри, чтобы самой не попасть в чужой хвост и не запутаться. Танцевали только умевшие хорошо танцевать, и почти наперечет знали, кто хорошо танцует.. . Вот и слышишь: Пойдемте смотреть - танцует такая-то - Бутурлина, что ли, или там какая-нибудь Трубецкая с таким-то". И потянутся изо всех концов залы, и обступят круг танцующих, и смотрят как на диковинку, как дама приседает, а кавалер низко кланяется. Тогда и в танцах было много учтивости и уважения к дамам.

Aviena: "Тогда" )))

Ksu: Те же "Рассказы бабушки" Безобразие тех чепцов и шляп, которые пошли после двенадцатого года, себе нельзя представить, и, однако, все это носили; говорили, что мода уродливая, а следовали ей. Платья были самые некрасивые: очень узенькие, пояс под мышками, спереди нога видна по щиколотку, а сзади у платья хвост. Потом платья совсем окургузили, и вся нога стала видна, а на голове начали носить какие-то картузы. Много я видала этих дурачеств; застала фижмы, les paniers: носили под юбками нечто вроде кринолина, мушки, и пережила отвратительные моды 1800 и 1815 годов, когда все подражали французам, а французы старались на свой лад переиначить одежды римлян, туники, то есть, с позволения сказать, чуть не просто рубашки. Разумеется, порядочные люди не доходили до таких крайностей, держались середины, а все же дурачились. Отношения детей к родителям были совсем не такие, как теперь; мы не смели сказать: за что вы на меня сердитесь, и говорили: за что вы изволите гневаться, или: чем я вас прогневала; не говорили: это вы мне подарили; нет, это было нескладно, а следовало сказать: это вы мне пожаловали, это ваше жалование. Мы наших родителей боялись, любили и почитали. Теперь дети отца и матери не боятся, а больше ли от этого любят их — не знаю. В наше время никогда никому и в мысль не приходило, чтобы можно было ослушаться отца или мать и беспрекословно не исполнить, что приказано. Про Дмитрия Александровича нельзя ничего сказать, кроме хорошего: человек добрый, смирный, неглупый, наружности приятной, да это и последнее дело смотреть на красоту; ежели от мужчины не шарахается лошадь, то, значит, и хорош...

bodhi: Филипп Филиппович Вигель «Записки» http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=239 Живши с ней под одной кровлей, видя ее часто, я бы влюбился в нее, если бы был постарее; однако же, не- смотря на отрочество мое, я не был к ней совершенно равнодушен, написал какой-то вздор и всунул ей потихоньку в руку во время танцевального класса, который для девочек почти столь же опасен, как балы для девиц, а для меня всегда был часом искушений. Я ожидал ответа, но тиранка Форсевиль имела свою тайную полицию: кто-то из уродцев подсмотрел и донес. На другой день тревога, позор и срам: призвали виновных, осыпали их ругательствами, самыми грубыми, непристойными укоризнами; я стоял как вкопанный, не внимал им, а только смот- рел на слезы и на тяжко вздохами волнуемую грудь, и был весь раскаяние. Определено было обоих выгнать из пансиона, и приговор исполнили в тот же день; меня отослали к родным, но, как шурин адъютанта главнокомандующего, я на другой же день воротился с письменным уверением, что дома строго был наказан. Наказание мое состояло в грустных, нежных упреках сестры; зять же мой расхохотался, называя меня молодцом. Чрез три дня явилась и бедная Лаборд, но с тех пор я не смел уже подходить к ней, а она на меня даже и глаз не подымала. Пример сей нужен, чтобы доказать, сколь опасно воспитывать вместе детей разного пола; теперь это вывелось, а в старину полагали, что до пятнадцати лет все дети должны быть столь же бесстрастны, как грудные младенцы.

Ksu: bodhi пишет: а в старину полагали, что до пятнадцати лет все дети должны быть столь же бесстрастны, как грудные младенцы. В старину тоже крайности были, похоже Всё те же "Рассказы бабушки", которые всё никак не могу добить (в формате .txt можно скачать здесь: http://fb2lib.net.ru/book/148547 ): Александр Данилович женился в 1745 году на Анне Ивановне Татищевой, дочери Ивана Федоровича и жены его Степаниды Алексеевны, урожденной Новосильцевой. Свадьба была в Москве, в приходе Успения на Овражке, в Газетном переулке,10 где у них был свой дом. Жениху был двадцать пятый год, невесте пятнадцатый; по-тогдашнему это было так принято, что девушек отдавали рано замуж; сказывали мне, что матушкина мать, княжна Мещерская, была двенадцати лет, когда выходила замуж. и еще оттуда же, отвлекаясь от темы, о порядках :) Когда матушка была еще жива, стало быть, до 1783 года, приносили в гостиную большую жаровню и медный чайник с горячею водой. Матушка заваривала сама чай. Ложечек чайных для всех не было; во всем доме и было только две чайные ложки: одну матушка носила при себе в своей готовальне, а другую подавали для батюшки. Поутру чаю никогда не пили, всегда подавался кофе. Ужинали обыкновенно в девять часов, и к ужину подавали все свежее кушанье, а не то чтоб остатки от обеда стали разогревать; и как теперь бывают званые обеды, так бывали в то время званые ужины в десять часов. Балы начинались редко позднее шести часов, а к двенадцати все уже возвратятся домой. Так как тогда точно танцевали, а не ходили, то танцующих было немного. Главным танцем бывал менуэт, потом стали танцевать гавот, кадрили, котильоны, экосезы. Одни только девицы и танцевали, а замужние женщины — очень немногие, вдовы — никогда. Вдовы, впрочем, редко и ездили на балы, и всегда носили черное платье, а если приходилось ехать на свадьбу, то сверх платья нашивали золотую сетку.

bodhi: Бедные вдовы:(

Ksu: Ковалевская Софья Васильевна. Воспоминания детства (1890г) http://az.lib.ru/k/kowalewskaja_s_w/text_0020.shtml Когда Анюте было всего лет пятнадцать, она проявила первый свой акт самостоятельности тем, что набросилась на все романы, какие только находились в нашей деревенской библиотеке, и поглотила их неимоверное количество. По счастью, никаких "дурных" романов у нас в доме не имелось, хотя в плохих и в бездарных недостатка не было. Главное же богатство нашей библиотеки состояло в массе старых английских романов, преимущественно исторических, в которых действие происходило в средние века, в рыцарский период. Для сестры моей эти романы были настоящим откровением. Они ввели ее в неведомый ей до тех пор чудесный мир и дали новое направление ее фантазии. С ней повторилось то же самое, что за много веков перед тем было с бедным Дон Кихотом: она уверовала в рыцарей и самое себя вообразила средневековой барышней. На беду еще наш деревенский дом, огромный и массивный, с башней и готическими окнами, был построен немного во вкусе средневекового замка. Во время своего рыцарского периода сестра не могла написать ни единого письма, не озаглавив его: Chateau Palibino*. Верхнюю комнату в башне, долго стоявшую без употребления, так что даже ступеньки крутой ведущей в нее лестницы заплесневели и расшатались, она велела очистить от пыли и паутин, увесила ее старыми коврами и оружием, выкопанным где-то в хламе на чердаке, и превратила ее в свое постоянное местопребывание. Как теперь вижу я ее гибкую, стройную фигуру, облеченную в плотно обтягивающее ее белое платье, с двумя тяжелыми белокурыми косами, свешивающимися ниже пояса. В этом облачении сидит сестра за пяльцами, вышивает бисером по канве фамильный герб короля Матвея Корвина и глядит в окно, на большую дорогу, не едет ли рыцарь. Наместо рыцаря приезжал исправник, приезжали акцизные чиновники, приезжали жиды скупать у отца водку и быков, а рыцаря все не было. Наскучило, наконец, сестре ждать его, и рыцарский период прошел у нее столь же быстро, как и начался



полная версия страницы